газета «АгроНовости» от 12.11.2012 года
О биржевой торговле

Что собой представляет биржевой спот рынок и биржевой срочный рынок?

Наш корреспондент беседует с начальником Управления продвижения и сопровождения рынка Департамента товарного рынка группы Московская Биржа, к.т.н. Александром Владимировичем Мучкаевым.

А.В.Мучкаев

— Александр Владимирович, предлагаю сегодня поговорить о том, что собой представляют биржевой спот рынок и биржевой строчный рынок? Какие между ними сходства и различия?

— Биржевой спот-рынок — это место, где заключаются сделки купли-продажи реального товара с немедленной его поставкой. То есть на спот-рынке товар находится в наличие (на складе, хранилище, элеваторе и т.д.) поэтому иногда спот-рынок называют наличным. Когда вы приходите на обычный базар за картошкой, там вы сталкиваетесь с большим выбором товара – он весь перед вами. Вы выбираете нужный вам сорт картофеля, определяетесь с объемом покупки и интересуетесь у продавца ценой. Продавец предлагает свою цену, а вы же пытаетесь ее «сбить». Начинается торг. Наконец, с хозяином товара вы приходите к согласию по цене. Окончанием вашей сделки является то, что вы, как покупатель, отдаете продавцу деньги и немедленно физически получаете от него товар – авоську картошки.

Примерно так работает биржевой спот-рынок. Биржевые сделки на спот-рынке мало стандартизованы – место поставки, тип товара, его количество, а также цена – являются предметом договоренности. Срок поставки после заключения сделки варьируется от 2-х до 20 дней в зависимости от особенностей поставки того или иного товара.

Что касается биржевого срочного рынка, то в отличие от спот-рынка это место, где предметом купли-продажи являются не наличные товары, а производные от них стандартизованные контракты. Поэтому еще их называют деривативами (derivatives — производные) или срочными контрактами. Срочными они называются потому, что подразумевают не немедленную поставку товара, а поставку и оплату товара через срок (в будущем).

В настоящее время существуют 4 основных вида деривативов: форварды, фьючерсы, опционы и свопы.

Из 4-х видов деривативов наиболее популярны на товарном рынке первые три. Свопы – это скорее биржевой инструмент для финансового, валютного и фондового рынков.

Кризисы, периодически возникающие на мировых финансовых и товарных рынках, породили споры о роли и значении деривативов для экономики. У многих людей, в частности, вызывает недоумение тот факт, что в отличие от спот-рынка, где товар всегда бывает в наличии, на срочном рынке контракты покупаются и продаются в независимости от присутствия реального товара. «Парадокс», возмущаются они: «Товаров на рынке нет, а цена на товар уже формируется. Это пузыри, которые надувают нечистые на руку финансисты».

В связи с этим ряд авторитетных международных организаций, в том числе Group of Thirty (G30-международная организация, объединяющая финансистов и экономистов), ISDA (Международная ассоциация свопов и деривативов), Moody’s, Standard and Poor’s (международное рейтинговое агентство), анализировали практику операций со срочными инструментами и их роль в мировой экономике.

Аналитики пришли к выводу, что производные инструменты необходимы и полезны, так как они расширяют возможности управления рисками при ведении бизнеса, повышают ликвидность и эффективность рынков.

Международный опыт свидетельствует, что основная доля биржевого товарного рынка является торговля срочными контрактами на товарные активы. Срочные контракты обращаются как обычные ценные бумаги и, лишь потом трансформируются в физическую поставку реального товара, т.е. срочный рынок фактически трансформируется в спот-рынок и физическая поставка товара происходит по правилам последнего.

Поэтому спот-рынок многими экспертами рассматривается, как частный случай срочного рынка.

Другая часть специалистов, ссылаясь на опыт развитого Запада, считает, что биржевой товарный рынок — это исключительно срочный рынок и все биржевые товары должны торговаться через фьючерсные и опционные контракты. Отчасти это справедливо.

Но здесь, как видится, для России не очень уместно ссылаться на опыт Запада, который проделал длительный путь развития организованного товарного рынка, прежде чем он достиг современного уровня биржевой культуры.

Нынешний опыт отечественных товарных бирж как раз говорит об обратном. Объемы торговли срочными контрактами на отечественных товарных биржах на несколько порядков меньше по сравнению с биржевыми оборотами наличного товара (возьмите хотя бы срочный рынок СПбМТСБ или Биржи Санкт-Петербург). Интерес к фьючерсной торговли проявляют не представители реального сектора, а незначительная часть финансовых спекулянтов. Реальный же сектор, активно торгующий на спот-рынке, не очень понимает идеи управления рисками, а термины «фьючерсы» и «опционы» большинство из них вводит в легкий стопор.

Беседовала Анна Шапалина