О биржевой торговле
Срочный рынок Посмотреть предложения на Площадке предложений
Наш корреспондент беседует с начальником Управления продвижения и сопровождения рынка Департамента товарного рынка группы Московская Биржа, к.т.н. Александром Владимировичем Мучкаевым.
![]() |
А.В.Мучкаев |
— Как уже было отмечено, фьючерсный контракт – один из самых популярных инструментов страхования ценовых рисков (хеджирования). Александр Владимирович, чем объясняется популярность фьючерса?
— Она объясняется доступностью этого инструмента для всех желающих. Он, как правило, ликвиден и его исполнение гарантировано всей биржевой инфраструктурой. Заключая сделку с фьючерсом, оба контрагента вносят только первоначальный задаток (начальную маржу – initial margin) — обычно, это 5-10% от контрактной стоимости базисного актива. Размер начальной маржи по каждому типу контракта устанавливается биржей. Но биржа может изменить начальную маржу в зависимости от ситуации с волатильностью цен, складывающейся на рынке.
Купленный контракт можно в любой момент продать, а проданный контракт в любой момент купить и, тем самым, закрыть позицию до наступления своих контрактных обязательств. Поэтому клиринговая организация ежедневно, в конце торгового дня переоценивает стоимость фьючерсного контракта (marked-to-market). Прибыль, получаемая участником при благоприятном изменении цены контракта, зачисляется на его счет, а если случится убыток, то он списывается со счета участника. В этом случае участнику необходимо пополнить свой депозит до уровня первоначальной маржи – только тогда он сможет продолжить торговлю. Пополняемая часть первоначальной маржи называется вариационной маржой, а запрос клиринговой организации о необходимости пополнить уровень первоначальной маржи называют маржевым требованием (margin call).
Такой механизм маржинальных платежей обеспечивает стабильность торговли, покрытие любых убытков, а значит, гарантирует исполнение обязательств каждой из сторон по фьючерсной сделке.
На фоне восторженных возгласов о преимуществах фьючерсной торговли, которые представляются чуть ли не панацеей от всех болезней реального сектора, не могу не отметить ряд недостатков использования срочных инструментов.
В частности, стандартные условия фьючерсного контракта не всегда удобны для участников рынка. Например, в спецификации обращающегося контракта прописан вполне определенный товар, но участнику нужен товар другого качества, с поставкой в другом месте (на другом базисе) и в другом количестве. На бирже могут вообще отсутствовать фьючерсные контракты на товары, в которых заинтересован участник. В этом случае для целей хеджирования он вынужден подбирать другие подходящие контракты. При этом участник исходит из соображений сопоставимости (корреляции) ценовых траекторий нужного товара и товара, лежащего в основе обращающегося контракта (например, пшеница 3 и 5 класса). Количественно оценить уровень корреляции очень непросто. Конечно, существуют специальные статистические методы и возможность использования сложных стратегий хеджирования, но все это предполагает высокую подготовленность участника и требует дополнительных финансовых затрат.
Кроме того, контракт, наиболее подходящий (коррелируемый) для целей хеджирования может быть низко ликвидным и, тогда участник вынужден в угоду высокой ликвидности выбирать другой фьючерсный контракт с меньшим уровнем корреляции. Серьезным неудобством фьючерсной торговли считается отвлечение денежных средств на гарантийное обеспечение. Обычно на эти средства проценты не начисляются, поэтому они не приносят дохода своему владельцу. Правда, использование в качестве залога активов другого рода (например, ценных бумаг) частично решает эту проблему.
И все-таки фьючерсная торговля приносит значительно больше «плюсов», чем «минусов». Она расширяет возможности для цивилизованного ведения бизнеса, делая его более предсказуемым, а значит более стабильным и надежным. Но следует помнить, что любая стратегия на фьючерсном рынке может быть эффективной только при условии адекватного анализа текущей ситуации и удачного прогноза развития рынка.
Прежде, чем мы перейдем в практическую плоскость применения срочных инструментов, еще совсем немного полезной информации.
Как правило, на товарно-сырьевом рынке для большинства товаров цена фьючерса выше, чем наличная цена. Это легко объясняется тем, что до поставки товара по фьючерсному контракту нужно еще дожить. Другими словами до срока поставки неизбежны накладные расходы, а именно:
товар надо где-то хранить – это стоит денег,
застраховать – это тоже стоит денег и т.п.
Разница между фьючерсной и наличной ценой называют базисом. Если базис положителен, т.е. фьючерсная цена выше наличной – эта ситуация называется контанго, если наоборот фьючерсная цена ниже наличной, то базис отрицателен, а ситуация называется депорт (backwardation).
Ситуация депорт случается реже, но она характерна для товарных рынков с высокой волатильностью (зерно, нефтепродукты и т.п.). Фьючерсные цены более стабильны, а вот наличные цены может «мотать» из стороны в сторону под воздействием текущей конъюнктуры рынка или погодных условий, если речь идет о сельскохозяйственном производстве.
Наблюдая за поведением цен на наличном и фьючерсном рынках, участник может выстроить свою стратегию поведения оптимальным образом. Перед ним все время стоят вопросы для принятия решения:
- Продать товар на спот-рынке или заложить его на хранение до лучших времен?
- В какой момент начать процедуру хеджирование?
- Какой контракт, при этом, использовать? И так далее.
Теперь давайте обратимся к основным стратегиям хеджирования с помощью фьючерсных контрактов, которые наиболее популярны среди участников рынка.
Хеджируя свой бизнес, мы преследуем цель застраховать его от непредсказуемого поведения цены. Существуют два основных типа хеджирования в зависимости от занимаемой позиции участника: короткий хедж (хедж продавца) и длинный хедж (хедж покупателя).
Короткий хедж. Продавец товара хочет застраховаться от падения цены в будущем. Товар либо находится на складе, либо будет произведен в будущем, т.е. продавец находится в длинной позиции по наличному товару. Предположим, что цена товара на спот-рынке начинает падать. Тогда продавец должен продать фьючерсные контракты, т.е. встать в короткую позицию по фьючерсам. В этом случае убытки наличного рынка компенсируются прибылью по фьючерсам.
Длинный хедж. Покупатель товара хочет застраховаться от роста цены на товар, который он хочет купить в будущем. В настоящий момент покупатель не имеет товара, это означает, что он находится в короткой позиции по товару. Что же ему делать? Необходимо встать в длинную позицию на фьючерсном рынке, т.е. купить фьючерсные контракты. Тогда убытки наличного рынка компенсируются прибылью по фьючерсам.
Существует и такое понятие, как кросс-хедж. Его применяют при отсутствии в обращении фьючерсного контракта на нужный участнику товар. Тогда хеджирование производится с фьючерсом на «родственный» товар, ценовая траектория которого хорошо коррелируется с ценой нужного товара. При этом сохраняются приемы короткого и длинного хеджирования в зависимости от целей участника.
Беседовала Анна Шапалина