газета «АгроНовости» от 18.02.2013г.

Вы читаете информацию из рубрики «О биржевой торговле» общероссийской еженедельной бизнес-газеты «АгроНовости». Мы обеспечиваем менеджеров, руководителей, творческих профессионалов, педагогов, студентов качественной информацией для решения задач и реализации мечт!

О биржевой торговле

купить АгроНовости c новыми новостями агрорынка.

Биржевая торговля

Наш корреспондент беседует с начальником Управления продвижения и сопровождения рынка Департамента товарного рынка группы Московская Биржа, к.т.н. Александром Владимировичем Мучкаевым.

А.В.Мучкаев

— Александр Владимирович, расскажите пожалуйста, как осуществляется биржевая торговля.

— В каждый из рабочих дней биржевая торговля проводится в строго установленное время по строго установленным правилам. Этот период называется биржевой сессией, имеющей фиксированное начало и конец. Пример: торговля нефтепродуктами в одноименной секции на СПбМТСБ проводится в рамках двух торговых сессий – утренней (с 10:30 до 13:00 московского времени) и дневной (с 14:00 до 15:00).

В настоящее время в мире существуют два способа проведения биржевой сессии. Первый способ публичной торговли, при которой сделки заключаются путем выкриков продавцов и покупателей, дублирующих свои намерения специальными жестами. В этом случае торговля происходит в специальном зале, оборудованном, так называемой, «ямой» или «рингом».

Такой способ постепенно уходит в историю и считается данью традициям, которые кое-где еще сохраняются на консервативном Западе. Второй способ, который через Интернет завоевывает мировое информационное пространство – это электронная торговля. Она произвела революцию в биржевом бизнесе, за счет своей способности получать неограниченный доступ к любой информации, заключать сделки и производить оплату в режиме реального времени вне зависимости от реального местонахождения контрагентов. Компьютеризация биржевых рынков позволила существенно ускорить традиционные способы торговли, снизить издержки участников и повысить безопасность расчетов.

Биржевая сессия может проводиться в разных торговых режимах. Основным и наиболее распространенным является режим двойного встречного аукциона.

В основе этого режима лежит принцип «каждый против всех», т.е. продавец или покупатель выставляет свою заявку в торговую систему и она становится достоянием всего рынка. Заявку видят все остальные участники, но они не знают, кто ее поставил. Рынок для всех анонимен и это очень важный принцип, соблюдение которого обязательно для формирования справедливой рыночной цены (ее еще называют – равновесной). Как это происходит? Да очень просто, как в обычной жизни. Одни заявляют свой товар на продажу, указывая цену предложения, другие заявляют о своем намерении купить этот товар, формируя цену спроса. Продавец желает продать товар по максимальной цене, а покупатель стремиться цену занизить. Однако стремление продавца реализовать товар толкает к снижению цены предложения, а желание приобрести товар вынуждает покупателя поднимать цену спроса. Цены продавца и покупателя начинают двигаться навстречу друг другу (все как на базаре).

В какой-то момент цены сравниваются (пересекаются), и тогда заключается сделка. Считается, что только цены, сформированные в рамках режима двойного встречного аукциона, могут называться истинно рыночными, признаваемыми всем рынком, включая внебиржевой. На эти цены ориентируется все общество, их в своих интересах активно использует и бизнес, и государственные структуры.

Встречный поток (встречную очередь) заявок на покупку и продажу товара можно наблюдать на мониторах рабочего места у каждого участника торгов. Таблица, в которой этот процесс происходит, называют «котировочным стаканом» или просто «стаканом». Первой в очереди на покупку располагается заявка с максимальной ценой, а в очереди на продажу – заявка с минимальной ценой. При равенстве цен в заявках одной направленности приоритет имеет заявка, поданная раньше.

Но прежде чем попасть в «стакан» заявка регистрируется торговой системой, проверяется на достаточность обеспечения (достаточно ли гарантийного взноса, внесенного до начала биржевой сессии). После положительного результата проверки заявка попадает в «ядро» торговой системы (engine), только после этого она приобретает юридический статус публичной оферты (предложение о заключении договора), т.е. заявка уже направлена всему остальному рынку с безусловным намерением заключить сделку на указанных в заявке условиях.

Став офертой, заявка сначала проверяется на наличие встречных заявок с пересекающейся или совпадающей ценой, если такие заявки уже находятся в системе, то заключается сделка, если же таких встречных заявок не существует, то наша оферта встает в очередь, т.е. занимает свое место в «стакане».

Как правило, в режиме двойного встречного аукциона используется механизм, при котором сделки заключаются по цене лучшей пересекающейся встречной заявки. Поясню на примере. Если заявка на покупку, «влетевшая» в «ядро» торговой системы имеет цену 6100 рублей за тонну зерна, а в очереди на продажу стоит уже заявка с ценой 6000 рублей за тонну, то сделка будет заключена по цене, указанной в заявке продавца, т.е. по 6000 рублей за тонну. Если же заявка на продажу «влетает в ядро» с ценой 4000 рублей за тонну зерна, а в очереди на покупку стоит заявка с ценой по 4500 рублей, то сделка будет заключена по цене 4500 рублей за тонну.

Поданная в торговую систему заявка будет активной в течение всей биржевой сессии, либо пока ее не снимет участник, либо пока на ее основе не будет заключена сделка, либо пока не завершится сессия. По окончании торговой сессии все активные заявки снимаются системой автоматически.

Как правило, в рамках двойного встречного аукциона могут заключаться адресные сделки (их еще называют переговорными). В соответствии с этим режимом заявка участника подается конкретному контрагенту или ограниченной группе контрагентов.

Остальной рынок эту адресную заявку даже не видит и в «стакан» она не попадает. Условием заключения адресной сделки является подача контрагентом встречной заявки с полностью совпадающими параметрами первой заявки, а вот направление у них должно быть противоположным (одна заявка на покупку, а встречная на продажу).

Этот способ заключения сделок бывает очень полезен, когда свой товар вы хотите продать только участнику, с которым у вас приятельские отношения, или наоборот, когда вы не доверяете своему контрагенту и согласны заключить с ним сделку только через торговую систему, заручившись механизмом биржевых гарантий.

Наряду с «двойным встречным аукционом» в рамках биржевой сессии широко распространен другой, дополнительный режим – односторонний аукцион. Односторонний аукцион предполагает наличие единственного продавца товара и нескольких покупателей (аукцион на повышение цены) или единственного покупателя и нескольких продавцов (аукцион на понижение цены).

Ярким примером торговли в режиме одностороннего аукциона на повышение и понижение являются государственные закупочные и товарные интервенции на зерновом рынке, проводимые Минсельхозом России на базе Национальной товарной биржи.

Технология одностороннего аукциона на повышение/понижение очень проста. До начала одностороннего аукциона, допустим – на повышение, продавец, он же заказчик аукциона, ставит заявку на продажу крупной партии товара. В заявке, помимо объема выставленной партии, продавец указывает цену, по которой ему хотелось бы продать весь заявленный объем (например: 6 тыс. рублей за тонну пшеницы 3 класса). Эта цена называется «стартовой» или «начальной» ценой аукциона. Заявка продавца не может быть изменена, ни при каких обстоятельствах.

Далее, в отведенный временной интервал (например: с 10:00 до 10:10 московского времени) все желающие участвовать в аукционе начинают ставить за заявки на покупку, указывая в них свою цену и нужный объем товара. При этом, цена покупателя не может быть ниже «стартовой» цены, а объём не должен превышать объёма, заявленного продавцом. В течение установленного для аукциона интервала времени между покупателями порой разворачивается настоящая битва.

По условиям аукциона, если заявка уже поставлена в торговую систему, то ее снятие (удаление) запрещено. Вместо «старой» заявки может быть поставлена только «новая», которая должна содержать более высокую цену или больший объем товара.

При этом, только «новая» заявка отменяет действие предыдущей. Время всех изменений фиксирует торговая система. По истечении времени, отведенного на аукцион, система автоматически определяет победителя или победителей аукциона, с которыми заключаются сделки. Победителями становятся участники аукциона, выставившие в течение аукциона «лучшие» заявки.

Очередность «лучших» заявок определяется следующим образом: первыми удовлетворяются заявки с наиболее высокими ценами, при совпадении цен заявок – первыми удовлетворяются заявки с большим объемом биржевого товара, при совпадении цен и объемов – первыми удовлетворяются заявки, зарегистрированные торговой системой раньше других. Механизм одностороннего аукциона на понижение абсолютно идентичен вышеописанному только с точностью наоборот, когда заказчиком аукциона выступает оптовый покупатель, а продавцы соревнуются за право продать ему запрашиваемый товар. Такой тип аукциона распространен при оптовых закупках крупными предприятиями, например, нефтепродуктов, того же зерна и прочего.

Вообще различных типов односторонних аукционов существует великое множество. Все определяется целями, которые преследует биржа и текущая рыночная конъюнктура. Описанный механизм аукциона имеет элемент ажиотажа.

Участники в конце аукциона, наблюдая за действиями своих конкурентов и желая попасть в число победителей, лупят по клавиатуре, что есть мочи. Порой многое здесь определяет сноровка участника, его координация и другие физиологические преимущества. Это раздражает остальных участников, которые может быть не столь проворны. Такое недовольство направлено, прежде всего, на биржу, как организатора торгов, и в этом отчасти есть доля справедливости.

Чтобы нивелировать этот недостаток биржа часто использует другой тип одностороннего аукциона, который называется аукцион по запросу котировок (предложений) или его еще называют аукционом тендерного типа.

Суть такого аукционного механизма сводится к следующему: перед началом аукциона заказчик-продавец выставляет заявку, в которой указывает выставляемый товар и его объем. При этом может быть указана и цена за единицу товара, но эта информация не имеет особого значения, а служит неким ориентиром для участников аукциона.

В течение объявленного периода аукциона участники (покупатели) имеют право неограниченное число раз вводить заявки в торговую систему, удалять их из системы, изменять параметры и т.д. При этом, каждый участник видит только свои заявки и не имеет информации о заявках других участников, а продавец, заказчик аукциона, имея полную информацию обо всех поданных заявках, не знает, кто из участников подал ту или иную заявку.

Прием и снятие заявок прекращается по истечении периода аукциона. Победителем аукциона признается тот участник, чья заявка оказалась «лучшей» из всех, поданных в период аукциона. Заявка признается «лучшей», если она содержит наибольшую цену, а в случае равенства цен «лучшей» признаются та, которая была подана в торговую систему раньше.

Мы рассмотрели только самый обычный, классический набор режимов, которые реализованы в торговой системе для проведения торговли, как на спот-рынке, так и на рынке срочных контрактов. Есть и другие режимы биржевой торговли, использование которых позволяет решать специфические задачи биржевого рынка, например, такие как определение цены открытия торгового дня, цены закрытия и другое. С этой целью перед биржевой сессией и после неё проводят периоды открытия и закрытия соответственно, в которых заключение сделок осуществляется по другому механизму, например, по принципу «фиксинга», когда средняя цена на биржевой товар определяется по критерию максимально реализованного объема.

Беседовала Анна Шапалина

Купить номер АгроНовостей.
Купить подписку на АгроНовости в электронном виде.
Купить подписку на АгроНовости в печатном виде.

Уверены, информация АгроНовостей поможет вам принимать более эффективные решения в производстве, продажах, закупках!

Опубликовать в АгроНовостях строчное объявление.
Опубликовать в АгроНовостях макетное объявление.
Разместить на agroexchange.ru объявление в секцию.
Разместить на agroexchange.ru баннер в разделе.
Разместить на agro-bursa.ru баннер в рубрике.
Зарегистрироваться и купить адмиссию к agro-bursa.ru.