Газета АгроНовости от 10.06.2013 года
О биржевой торговле

Регулирование биржевой деятельности на товарном рынке (продолжение) Посмотреть предложения на Площадке предложений

А.В.Мучкаев

— Александр Владимирович, продолжим разговор о регулировании биржевой деятельности.

— Процесс регулирования биржевой деятельности включает:

- разработку нормативной базы товарного рынка (законов, постановлений, инструкций, правил, методических рекомендаций и других актов), которая определяет основные направления строительства биржевого товарного рынка;

- сертификацию и лицензирование профессиональных участников биржевого товарного рынка, включая профессиональных посредников, которые должны соответствовать определенному уровню знаний, иметь достаточный опыт и капитал.

- контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил работы биржевого рынка, а также правоприменение санкций за отклонение от установленных норм. К таким санкциям могут относиться: письменные предписания, предупреждения, штрафы, отзыв лицензии, даже уголовное преследование.

Регулирование биржевого рынка строится на таких принципах, как:

- разделение подходов к регулированию внебиржевого и биржевого рынка, а также недопустимость совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе;

-оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными организациями;

- обеспечение гласности, публичное обсуждение проблем рынка, максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Этим достигается не только полная информированность участников рынка, но еще появляется доверие к бирже и ее действиям;

- повышение качества биржевых услуг, снижения их стоимости и др.

Главным и определяющим элементом в системе регулирования биржевой деятельности на товарном рынке является государственное регулирование. Оно включает в себя государственные нормативные акты и органы регулирования и контроля. По форме госрегулирование бывает прямым (административным) и косвенным (экономическим). Прямое регулирование биржевого товарного рынка осуществляется через принятия соответствующих нормативных актов, организацию обучения сотрудников биржи и участников биржевого рынка, их лицензирование, поддержания правопорядка на рынке и прочее. Косвенное регулирование ведется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги, такие как налогообложение (ставки налогов, налоговые льготы), денежная политика, проведение интервенций и т.д.

Государственным органом, регулирующим биржевую деятельность в современной России, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР является федеральным органом исполнительной власти. Она осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков за исключением банковской и аудиторской деятельности – эту сферу регулирует Банк России. ФСФР же контролирует и надзирает страховую деятельность, кредитную кооперацию, деятельность товарных бирж, биржевых посредников, биржевых брокеров и др. Федеральным законом № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об организованных торгах» подробно определён полный функционал ФСФР, который она должна выполнять на биржевом товарном рынке.

Однако на практике ФСФР не очень-то вовлечена в вопросы функционирования товарного рынка. Имея высокий авторитет и достаточный набор полномочий для регулирования финансовой сферы, включая фондовый рынок, ФСФР малоэффективна на организованном товарном рынке. Это объясняется спецификой предмета торговли, каким является товар. Если, например, акция или облигация это практически виртуальная категория, существующая, как запись на электронных счетах их владельцев, то товар это вполне осязаемая субстанция, имеющая индивидуальность в способах производства, хранения, переработки, различное агрегатное состояние и т.д. Товар вначале производится, затем продаётся (перепродается) и далее вступает в стадию потребления (либо переработки, либо дальнейшего производства и т.д.). Каждый биржевой товар относится к своему отраслевому министерству. У каждого министерства своя нормативная база, свои традиции и обычаи. Поэтому биржевая торговля товарами специфична и даже в рамках одной биржи торговля зерном и нефтепродуктами значительно разняться между собой. Потенциала одного ФСФР для регулирования биржевого товарного рынка явно не хватает. Скорее это должен быть коллегиальный орган, куда бы входили представители разных министерств и ведомств, включая Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли и Федеральная антимонопольная служба и др.

Предпосылки для создания такого регулятора существуют уже давно. Еще во времена существования Министерства России по антимонопольной политике при нем функционировала межведомственная Комиссия по товарным биржам, выполнявшая функции регулятора биржевого товарного рынка. Она была наделена полномочиями в отношении контроля и регулирования товарных бирж, участников торгов и ценообразования. Комиссия по товарным биржам представляла собой коллегиальный орган, участвующий в разрешении всех существенных вопросов на рынке в отношении совершенствования законодательства, расширения клиентской базы биржевого рынка, внедрения новых технологий и инструментов биржевой торговли. К сожалению, данная модель регулирования была в определенный момент разрушена. Часть полномочий перешла к ФСФР, что явно недостаточно для полномасштабного и эффективного регулирования отечественного биржевого товарного рынка.

Беседовала Анна Шапалина